Тонкости вендинга: секреты установки торговых автоматов

Возрастающий интерес к вендингу легко объясним, ведь для успеха требуется совсем немного: приобрести аппарат и правильно выбрать для него место. Правда, это настоящее искусство: если произвести установку там, где нет большого числа потребителей, прибыли никогда не дождаться.

Установка торговых автоматов

Типы торговых точек для вендинга

Существуют правила, которыми необходимо руководствоваться при установке аппарата. Долгое время считалось, что главный критерий – многолюдность, но сейчас мнение изменилось, ведь главное количество не людей в принципе, а именно потребителей, которых может заинтересовать конкретная продукция. Вендинговые автоматы заряжаются определённым товаром, например, напитками или снеками, поэтому при выборе места следует учитывать его востребованность.

Все точки, подходящие для аренды под автомат, можно разделить на две группы:

  1. С переменным потоком людей. В качестве примеров можно привести здания вокзалов, аэропортов, парки развлечений, автостоянки и другие подобные места. Здесь постоянно находится небольшое количество работников, которые могут стать клиентами вендинга, но основную часть составляют ежедневно меняющиеся посетители. После установки аппарата в подобном месте уровень продаж сразу бывает высоким, если же этого не произошло в первые несколько месяцев, то, скорее всего, успеха ждать не стоит.
  2. С неизменным числом клиентов. Такие точки, например, учебные заведения и предприятия, позволяют «наработать» клиентуру: в первое время люди неохотно пользуются автоматом, поэтому надеяться на активные продажи не стоит, но постепенно наблюдается их рост. Однако больше полугода ждать не стоит: если в этот период клиенты не привыкли к аппарату и не осознали удобство его использования, лучше начать поиски другого места.

Точки «популярные» и «труднодоступные»

При выборе места установки аппаратов полезно воспользоваться опытом успешных предпринимателей, но необходимо понимать: если один раз наблюдался успех, это не значит, что он повторится. Следует учитывать много других факторов, в частности, особенности рынка. К примеру, торговые аппараты на площади в небольшом городке часто не обеспечивают большого числа потребителей, тогда как в мегаполисе продажи будут высокими.

Гораздо важнее исследовать, насколько востребован продукт в конкретном месте. Если планируется установка аппарата, предлагающего напитки или продукты, нужно проследить, чтобы поблизости не было слишком большого числа заведений общепита. Такая ситуация часто наблюдается в торговых центрах: хотя посетителей здесь немало, доход и стоимость аренды будут несопоставимы. Причин для этого несколько. Хотя с помощью автомата можно приобрести товар очень быстро, пользоваться им не всегда удобно. Например, купив стаканчик кофе, невозможно спокойно посидеть с ним за столиком, да и ходить по торговым залам не слишком комфортно. В таких ситуациях предпочтительнее заглянуть в кафе.

Если вы являетесь владельцем крупной сети и можете позволить себе небольшой доход от одной точки, то вы вполне можете поставить аппарат в торговом центре. В ином случае лучше выбрать место, где нет ресторанов и кафе, например, офисное здание. Кстати, и на оплате аренды получится сэкономить. Помните, что популярные точки необязательно приносят доход: этот факт подтверждён опытом множества вендоров, которые вместо автосервисов и больших магазинов выбрали другие, так называемые, труднодоступные места для установки аппаратов и совершенно от этого не проиграли.

Не стоит пугаться понятия «труднодоступный»: оно вовсе не означает, что к аппарату невозможно подойти. А вот для заведений общепита такие места действительно представляют некоторую сложность: открытие кафе или ресторана здесь попросту невыгодно. Такое случается, например, если в здании работает всего несколько десятков человек, посетителей у них нет, в результате чего небольшая прибыль не перекрывает стоимости аренды и оплату труда персонала. Другое дело, если речь идёт не о кафе, а об аппарате с напитками – сотрудники учреждения вполне способны обеспечить нормальный уровень продаж.

В качестве «труднодоступных» точек могут выступать спортивные клубы, предприятия, небольшие хозяйства и другие подобные заведения. Иногда в них обустраиваются столовые, но они не составляют конкуренции вендинг-бизнесу, ведь сотрудники работают в здании целый день, и аппарат, торгующий ароматным кофе, оказывается весьма кстати. Для вендора такие места выгодны ещё и потому, что арендная плата здесь обычно невысока, особенно если сравнить со стоимостью площади в торговых центрах.

Основные критерии выбора места для установки торгового автомата

Итак, выбирая место для установки торгового автомата, стоит обратить внимание на:

  1. Востребованность товара.
  2. Наличие постоянного числа клиентов, например, работников учреждения. Их должно быть не менее 30 человек в день.
  3. Стоимость аренды.
  4. Удобство расположения с точки зрения обслуживания.
  5. Отсутствие поблизости серьёзных конкурентов, прежде всего, заведений общепита. Особенно важно это учесть, если помещение небольшое, тогда как, например, в зданиях аэропортов и вокзалов могут без ущерба располагаться несколько кафе и автоматов.

Когда бизнес более-менее «раскручен», удачные места, где можно установить торговые автоматы, будут находиться сами собой. Например, вам могут поступать звонки от клиентов, которые остались довольны обслуживанием и хотели бы видеть аппарат и в своём помещении. Конечно, не стоит соглашаться на каждое подобное предложение, ведь придётся нести расходы, например, покупать новое оборудование или перевозить его с другой точки. Но иногда выгода становится очевидной.

Обычно автоматы просят поставить в салонах красоты и парикмахерских, библиотеках и других подобных местах. Советуем хорошо присматриваться к каждой точке и выбирать только те из них, которые способны обеспечить нормальный поток клиентов и, как следствие, высокий уровень продаж.