Одобрительное решение Федеральной Антимонопольной Службы

В конце апреля 2014 года ФАС приняла очень важный документ, который касается многих сфер, к числу которых относится и вендинговая торговля. В этом письме, которое по своей сути не является законодательным актом, были объяснены все правила, по которым необходимо заключать договора тем или иным образом относящиеся к муниципальному или государственному имуществу. Называется данное письмо «О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ СТАТЬИ 17.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 N 135-ФЗ "О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ».

К одному из самых важных положений в письме для вендинг-отрасли можно отнести двадцатый пункт. Его содержанием является информация о заключении договоров безвозмездного пользования и аренды в отношении муниципального или государственного имущества или организаций относящихся к ним с компаниями, которые осуществляют свою деятельность в сфере образования. Данные договора могут заключаться без предварительного проведения каких-либо аукционов или конкурсов. К числу организаций, на которые распространяется данная информация можно отнести:

  • медицинские учреждения, созданные для охраны здоровья учащихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • организации общественного питания, образованные для создания требуемых условий для предоставления питания учащихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • физкультурно-спортивных организаций для обеспечения требуемых условий для проведения занятий с учащимися спортом и физической культурой.

Согласно 38 пункту ГОСТ Р 50647-2010 к данному типу организаций можно так же отнести предприятия, которые осуществляют продажу определенных товаров через специальные торговые автоматы, к числу которых относятся и так называемые вендинговые автоматы, то есть оборудование, которое позволяет людям получать услуги или приобретать товар без участия билетеров и продавцов. Таким образом, Федеральная Антимонопольная Служба одобрительно относится к решению об исключении проведения конкурсов и аукционов с образовательными учреждениями, а вендинговое оборудование и торговые аппараты позволяет относить к объектам общепита.

В этом же письме Федеральная Антимонопольная Служба уточняет, что в случае заключения договоров, которые предусматривают переход прав пользования или владения в отношении муниципального или государственного имущества без проведения аукциона, не утверждают безусловного права потребовать от правообладателя заключения такого договора. Помимо этого данные договора не являются обязательным долгом последнего. Данное уточнение основано на положении части 3.2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Если рассматривать данное письмо с точки зрения закона, то принципиальных нововведений, которые могли бы существенно облегчить работу предпринимателей, оно не содержит. Но при этом его можно рассматривать как существенный шаг в сторону «разбюрократизации» вендинга.

В заключение можно отметить, что при работе с учебными учреждениями лучше всего, как и раньше, применять «договор сервиса» или предоставлять услуги без аренды площади.